Панельная сессия «Кластерная политика как инструмент развития поставщиков и реструктуризации цепей поставок с участием МСП»

Презентации

Городилов А.В., «Три кита» системы развития поставщиков авиапрома

Михеев Ю.В., Панельная сессия «Кластерная политика как инструмент развития поставщиков и реструктуризации цепей поставок с участием МСП»

Дубовова Е.В., Развитие поставщиков и реструктуризация цепей поставок в авиационной отрасли РФ

Скачать презентации

Фото

Видео

Стенограмма

Скачать стенограмму

Владимир Иванович: Для открытия этого мероприятия, для ключевых задач хотел предоставить для начала слово Наталье Игоревне, конечно же, всех интересует не только текущее состояние, но и что нам ожидать в ближайшем будущем. Нам кажется, что ваши цели и указания будут крайне важными.

Наталья Игоревна: Спасибо, добрый день всем, я бы начала с того, что честно говоря, нам видится данная тема наименее связанной с федеральным бюджетом, и это хорошо, потому что она имеет самостоятельное развитие. Я могу сказать, что работа по формированию цепей поставщиков становится стратегическим направлением государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса и в принципе федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса создавалась именно для решения этой задачи. Корпорация наделяется уникальными функциями, которые ранее не были ни у одного ведомства или агентства. Корпорация обладает правом согласования и пока такого квази-контроля деятельностью компаний с госучастием по их привлечению к выполнению квоты 18% по поставщикам малого и среднего бизнеса. С 1 июля у нас введено требование, что с 1 июля по 1 января это крупнейшие госкомпании, а с 1 января это компания с оборотом свыше одного млдрд, куда входят и региональные компании, чтобы вы понимали, это не только РЖД, но и всякие МГУПы например. Они должны 18% размещать своего заказа малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы квота работала, во многом была сформирована корпорация и ее функционал. Но мы не намерены быть такой дубиной и угрозой для крупных компаний, мы действительно считаем, что надо формировать систему партнерских отношений и разрабатывать совсемстные программы по выстраиванию малого бизнеса в цепочке поставщиков. Остальной функционал корпорации – это кредиты МСПБ Банка, это гарантии поручительства бывшего агентства кредитных гарантий, это наши субсидии на оборудование, это центры сертификации, инжиниринга, кластерного развития. Они будут поднастраиваться и затачиваться именно под решение этой главнейшей задачи. Т.е. если сейчас, допустим, в регионах конкурсы играются на софинансирование для всех компаний, мы будем ограничивать участие в конкурсе и будем предоставлять субсидии только тем компаниям, либо которые мы готовим, чтобы они вошли в систему поставщиков крупных компаний, или же они уже являются поставщиками и им требуется модернизация. Повторюсь, эта работа не ориентирована на бюджет , совокупный оборот госкомпаний и госзаказа составляет 24 трлн. Рублей , там большая доля оборон заказа, на которые пока не распространяется поддержка малого и среднего бизнеса, но доступное финансирование существенно превышает объем госпрограммы по малому бизнесу, которая сейчас может выделить бюджет. Ну и, конечно, формирование цепочек поставщиков – это все, что связано с кластерным развитием. Никогда поставщики не бывают каждый по отдельности , они объединяются, вырабатывают ту же систему своих стандартом и приоритетов, выстраивают единую политику по отношению к главному заказчику . Поэтому акцент на поддержку кластеров и разного рода объединений мы в нашем постановлении это называем «партнерство поставщиков», пока слово «кластер» туда не интегрировано в силу ряда юридических причин, то есть программа будет рассчитана на поддержку программ, которые будут осуществляться в рамках кластерных инициатив. Планов много, мы хотим сформировать единый реестр судбъектов малого и среднего бизнеса, не просто учетная запись, а раскрытие информации, хотим серьезно говорить с корпорациями о системе обучения, как стать поставщиком, потому что там много юридических вопросов, а не только вопросы сертификации . Могу сказать, что сейчас акцент на поставщиках крупных компаний или в рамках госзаказа становится приоритетным направлением в политике поддержки малого и среднего бизнеса, вокруг него мы сейчас формируем стратегию развития малого и среднего бизнеса 20/30.

Владимир Иванович: Спасибо большое. С учетом того, что у нас формат завершения не очень понятен по времени, предлагается по возможности вопросы задавать сейчас.

Вопрос из зала: Мы поддерживаем поставщиков крупных компаний, скажите, а те малые компании, которые не войдут в реестр поставщиков, могут ли они надеяться на какую-то поддержку в будущем?

Н.И. Я предлагаю давать ответ честно. Если мы говорим о финансовой поддержке или льготном кредитовании, у нас на следующий год пока стоит 11 млрд рублей , но мы не сможем поддержать бизнес по всем направлениям, нам придется специализироваться. Активы МСП банка 100 млдр. Рублей – казалось бы, большая сумма, но весь сектор кредитуется на 7 трлн рублей. Мы вынуждены концентрировать ресурсы в каком-то одном направлении. Я не говорю о том, что мы закроем все программы, будут и моно-города со своей историей, и социальное предпринимательство не хочется бросать , мы не закроем разово все программы и сотавим только поставщиков, я говорю о том, что приоритет и во временных, и в финансовых затратах всё-таки будет отдаваться этой группе. Будем расширять линейку тех, кому мы можем прдложить поддержку.

Из зала: Вы сказали о финансовой поддержке…

Н.И. Информационные консультации мы развернем по широком кругу, мы хотим для микробизнесов на базе МФЦ развернуть систему консультаций.

Из зала: А вы обладаете информацией о том, что мы получили, передав открытие бизнеса в МФЦ. Т.е. если у нас в рамках дорожной карты – это пять дней, то сейчас это минимум 14-18 дней на открытие бизнеса.

Н.И. Мы будем заключать с МФЦ и регионами соглашения просто в рамках МФЦ финансировать работу консультантов по жизненным ситуациям. Для таких первичных консультаций введение в бизнес мы планируем развивать работу через МФЦ.

Кузьмин Владимир: Моя фирма работает как инженерный центр. Какие критерии для поставщиков?

Н.И. Он будет формировать по факту, мы вообще хотим на базе ФНС сделать систему автоматической модификации малая или немалая компания. На этой базе мы сделаем систему, когда будет видно, что эта компания выиграла контракт с такой-то компанией на такую-то сумму, поставки того-то. То есть не нужно будет совершать каких-то уникальных действий, нести какие-то бумаги.

Из зала: У меня два комментария. Я из промсельбанка, занимаюсь стратегией малого и среднего бизнеса, когда изучали опыт Великобритании, там очень повысилась доля поставок от малого бизнеса с учетом того, что завысили требования, и например компания один раз в год или несколько лет формирует большую анкету, после этого на основе этой анкеты требования к поставщикам не могут предлагаться, например требования дополнительных затрат. Второй комментарий, если мы вспомним об «Али-Бабе», у них есть и внутрикитайский портал для перевозок внутри страны. Очень важно, когда эти поставки осуществляются, максимум информации с них собирать, чтобы она получала кредитный рейтинг, кроме того есть глобальная проблема – это поиск поставщиков, где эти сервисы востребованы, ну и в принципе эта тема может вырасти в нечто большее, поэтому с точки зрения таких рекомендаций как этот реестр развивать можно было бы?

Н.И. Вы знаете, я не буду называть компанию, т.к. не имею права заниматься рекламой, но мы работали с компанией, которая обрабатывает большой массив данных, официально собираемых с компаний в РФ, и поверьте мне, такие решение уже видны. Это действительно не просто табличка в Excel, мы хотим сделать современную и качественную базу данных, вы совершенно правы, это огромное поле для дальнейшего развития.

Из зала: Критерии уже есть?

Н.И. Нет, они пока в силу не вступили, мы сейчас на стадии формирования и прекрасно это понимаем, что это большая работа. Именно поэтому это будет добровольное желание субъекта РФ – начать с нами эту работу на своей территории.

В.И. Предлагаю двигаться дальше. В рамках своей профессиональной деятельности мне часто приходиться сталкиваться с обсуждениями крупных компаний, насколько они закрыты. В числе таких часто обсуждаемых компаний ОАК. И по большому счету это означает, что компания активно этим вопросом занимается, мы знаем, что при руководителе ОАКа создан совет по расширению доступа малого и среднего предпринимательства к закупкам этой корпорации, поэтому я рад, что у нас есть возможность послушать должностных лиц этой компании, обсудить какие-то вопросы.

Севрюков Олег Михайлович: Добрый день, уважаемые коллеги, я представляю Объединенную Авиастроительную Корпорацию и являю руководителем Департамента реструктуризации производственных активов. Уже несколько лет я занимаюсь темой создания кластеров, технопарков на базе наших предприятий, и хотелось бы несколько слов сказать об опыте, который у нас есть в этой области. В нашем понимании, тема делится на две части: первая – это работа с существующими поставщиками и их развитие, вторая – это создание новых поставщиков. В ОАК и в рамках программы развития инновационной промышленности до 2025 года несколько лет назад был утвержден постулат о том, что перед нами стоит задача перехода на новую индустриальную модель, инструментом которой является создание инновационных кластеров, технопарков и соответственно, развитие конкурентной среды поставщиков второго и четвертого уровней. Это означает, что мы переходим к новой модели функционирования компании, когда большую часть технологических процессов производственных компонентов связянных с общим машиностроительным профилем и не относящимся к уникальным операциям, связанным с авиастроением, мы будем выводить на аутсорсинг, создавать соответствующие компании из своих подразделений, либо размещая на стороне, привлекая предприятия малого и среднего бизнеса. За это время мы создали и заключили соглашение с 8 регионами о создании и развитии инновационных кластеров. С чем мы столкнули в части реализации данной политики, с тем что на данный момент мало компаний, которым мы могли бы передать на аутсорсинг достаточно существенные объемы работы. Пару лет назад мы в этом направлении достаточно активно работали, в поиске поставщиков по механообработке и пришли к выводу, что существуют определенные барьеры входа в отрасль для предприятий малого и среднего бизнеса. Развивая наши кластеры, мы поняли, что необходимо создать специализированную инфраструктуру. Это сейчас больше относится к региональным органам власти, поскольку есть некоторые условия, без которых новые поставщики, высокотехнологичные компании в новых регионах не возникнут, которые удовлетворяют жесткие требования, прдъявляемые в нашей отрасли. Как минимум в регионе должен быть такой объект инфраструктуры как технопарк, региональный центр испытания сертификации. Задача таких центров – это как раз помощь в сертификации и лицензировании предприятий малого и среднего бизнеса, которые претендуют на то, чтобы стать нашими поставщиками. Третий элемент – это региональный центр инжиниринга, это как раз та структура, которая переводит жесткие требования, как правило, мы уже работаев в ЗD-моделях и даем на аутсорсинг уже не чертежи, а конструктивные электронные макеты. Предприятия малого и среднего бизнеса имеют свой комплект оборудования и этими пользоваться не могут. В этом смысле нужен элемент инновационной инфраструктуры, который переводил бы из наших стандартов управляющие программы, чертежи в стандарты, которые данному конкретному предприятию свойственны. И четвертый элемент – это региональный центр субконтрактации, это та структура, которая концлидировала бы наш заказ и знала все предприятия малого и среднего бизнеса, которые работают в регионе по данному профилю, и могла бы привлекать их к выполнению наших заказов, потому что у нас в силу той индустриальной модели, в которой мы работаем, нет ресурсов, чтобы дополнительно заниматься сотней предприятий. Наличие такой развитой инфраструктуры является необходимой предпоссылкой для того, чтобы высокотехнологичные предприятия малого и среднего бизнеса появлялись и создавались новые рабочие места, и мы в наших регионах могли размещать заказы и обеспечивать тем самым создание новых предприятий. Второе условие требует проработки – это механизм долгосрочной контрактации. Если создается новое предприятие, новые рабочие места, и если проект предлагает продукцию дешевле, чем у нас сегодня в производстве себестоимости, то мы должны заключать с ними долгосрочные контракты, которые позволяют гарантировать окупаемость этого проекта. Третье, что бы хотелось сказать, это то, что нужна активная позиция со стороны регионов для налаживания взаимодействия. Из 8 регионов мы активно работаем только с тремя, это во многом зависит от руководства данных компаний. В заключение хотел бы сказать, что мы тоже не сидим сложа руки по развитию наших поставщиков. Мы проводим первый открытый конкурс по созданию малых предприятий в авиастроении, где по 4 программам с участием наших предприятий и местных университетов собираем конкурсные заявки именно по отраслевой направленности. Полуфинал уже провели, соответственно, порядка 30 заявок там уже есть, на следующей неделе проведем финал. Это очень важный инструмент по развитию поиска поставщиков, потому что там 4 уровня, есть и программа «Умник», дающая гранты от 400 рублей на развитие проектов студентов, молодых преподавателей. эТо и программа «Старт», где до 6 млн предоставляется на создание малого предприятия, и программа коммерцелизации, где производство адаптируется под наши требования. Сейчас мой коллега расскажет про действующие требования по тем стандартам, которые к их работе предъявляются, пожалуйста, Андрей Валерьевич, несколько слов.

Городилов: Добрый день, я представляю непосредственно закупщиков, центр компетенции по закупочной деятельности корпорации. Я хотел бы оттолкнуться от того факта, что слово «требование» прозвучало уже пятикратно, прощвучали так же слова «условия», «анкета». Мы все хорошо понимаем, о чем говорим, и это частое повторение говорит о нашем интересе. С этого и начну. Система требований у многих закупщиков – это тайна за семью печатями. Мы собираемся сделать ее абсолютно прозрачной, понятной и по возможности простой. Во-первых, надо понять, какого рода требования и к чему. Раньше мы больше мыслили о категории продукта, сейчас мышление коренным образом перестраивается на категории поставщика. Не всегда поставщик готов включаться в наши цепи поставок. Часто требуется развитие поставщика, но есть ли в этом смысл, оно того не стоит, чтобы приобрести у него конкретный продукт. Это развитие возможно, когда целью является построение с ним отношений стратегического партнерства. Мы сейчас стараемся выстроить систему таким образом, чтобы развиваемы поставщики были нашими будущими стратегическими партнерами. Какими путями мы можем придти? Самое первое – это четкое понятие требований. У каждого предприятия на текущий момент требования свои, в чем-то общие, в чем-то разные, но мы нашли то, что мы называем «три кита»:, это требования, которые содержатся в серии стандартов. У нас есть другие стандарты, вот они нам три точки опоры для нашей плоскости. Вышел стандарт управления рисками в цепи поставок, стандарт управления затратами, это стандарт требований бережливого производства. Все три стандарта вместе – это качество, затраты и риски, из этого складывается эффективность снабжения. Если мы в основу систем требования закладываем три этих ГОСТа, это будет предельно понятная система. Очень бы хотелось сказать, что в таком сложном деле нельзя обойтись без политической воли руководства и политическая воля у нас присутствует в полном объеме. Все наши действия мы сейчас координируем и проводим под эгидой нашего профильного минпромторга, и наши направления, мысли и действия совпадают. В таком сложном деле нельзя обойтись без партнеров , тех, которые не позволят наступать на грабли, здесь в Самаре мы нашли такого партнера или он нашел нас – Поволжская инженерная академия , которая располагает достаточным практическим опытом в реализации многих вопросов, которые нам пришлось бы изобретать с нуля, очень существенно нам помогает и вместе с ПИА мы сейчас находимся на стадии формирования дорожной карты, которая выводит нас в первую очередь к системе мониторинга, где мы на выходе будем е просто иметь требования, позволяющие участвовать в процедурах, а требования, позволяющие включать в цепи поставок реальных. И второй пункт – это практические проекты, потому что если мы собираемся создавать нормы и правила, этого нельзя делать умозрительно в кабинете, для этого нам нужна практика, эту практику нам дадут пилотные проекты. Начнем мы именно здесь, в Самаре, потому что так сложилась ситуация, что и ресурсы здесь в большей степени готовы для этого, скажем так, звезды так расположились, что кто-то идет на шаг вперед, и затем продолжим в Подмосковье.

В.И. Спасибо, я могу подтвердить, что ОАК активно работает над раскрытием доступа к поставкам своих закупок малых и средних предприятий. Был уже вынесен на совете пакет требований, насколько я знаю, там обязательное требование – это после того, как эти документы будут завершены к утверждению, они размещаются на официальном сайте компании. Это касается не только ОАК, но и всех госкомпаний, реализующих долгосрочные программы инновационного развития.

Севрюков: Мы сейчас разработали программу партнерства субъектов малого и среднего предпринимательства, сейчас у нас как раз проходит согласование и с департаментом по закупкам, и с профильными подразделениями, поэтому в ближайшее время такой системный документ будет вынесен на утверждение и будет опубликован на сайте ОАК. Будут даны ссылки на лругие нормативные документы и соответственно будет уже понятно, как с нами работать.

Из зала: Чем будет отличаться центр испытания сертификации от существующих?

Севрюков: если у вас есть такой центр сертификации, это замечательно , нового центра нет смысла создавать, поскольку это объект, который финансируется из федерального бюджета по линии экономразвития.

В.И. Все равно какое-то подтверждение испытания программ нужно.

«Лавиатор»: Правильно ли я вас понял, что партнерство включает в себя три стандарта?

Городилов: В стандартах изложены основные требования.

«Лавиатор»: что вы подразумеваете под стратегическим партнерством?

Городилов: Под стратегическим партнерством мы подразумеваем, что раньше мы искале на рынке продукт , а сейчас мы ищем партнером для того, чтобы знать полностью их возможности, динамику развития, их потенциал. Если чего-то им не хватает, такая вещь, как паспорт поставщика, существующая у нас, показывает не только на каком уровне партнер находится,но и что еще необходимо сделать, чтобы включить его в реальные цепи поставок.

Вопрос из зала: В рамках договоров поставок срок возврата вашей корпорации денежных средств поставщику.

Городилов: в основном это проект договора, естественно. И кто кого кредитует зависит от того, у кого есть больших доступ к кредитным ресурсам.

Севрюков: Я сейчас скажу, может быть, это станет ответом на возникающие вопросы. У нас вопрос философии бизнеса, у нас с нашими партнерам строятся долгосрочные отношения, т.е. это взаимозависимая система, у нас в самолете 150 000 деталей, если хотя бы одна деталь от поставщика, переданная на аутсорсинг малому и среднему бизнесу, не пришла, то мы теряем десятки миллионов долларов. В этом смысле философия нашего бизнеса ведет стратегическое партнерство, по-другому здесь не построишь. И в этом смысле мы очень отличаемся от автопрома, где очень конкурентная среда поставщиков. И переводя это на человеческие отношения, есть две модели поведения и взаимодействия – у нас это взаимные обязательства и очень долгосрочные отношения.

Центр кластерного развития республики Татарстван: Я вот в поддержку ОАКа скажу, что это ода из немногих корпораций, которая отвлекается на вопрос строения нашего машиностроительного кластера, и Олег Михайлович был в Набережных Челнах, и общались с нашими автокомпонентщиками. В.И. нужно было сказать, что условия отсрочки намного лучше, чем у автопрома, потому что сейчас он переживает не лучшие времена. Очень хочется, чтобы вы не заворачивали вопрос по стратегическому партнерству, потому что этот вопрос очень заинтересовал. Ту программу, которую вы назвали, программу поставщиков связано со стратегическим партнерством или это другая программа?

Севрюков: Это часть документа, который регулирует именно эту деятельность. Когда вы взаимодействуете с авиационной отраслью, вы должны понимать, что отношения ориентированы на долгосрочную перспективу. Передавая что-то на аутсорсинг , любой директор берет на себя очень большие риски, связанные со срывом очень больших объемов заказов. И условно говоря, сэкономив на детали стоимостью 1300000 рублей, мы можем потерять миллионы долларов на непоставки, потому что своевременно деталь не была поставлена. Поэтому процедура немного сложнее.

В.И. Переходим к еще одной крупной компании – объединенная двигателестроительная корпорация, Кладежин Игорь Ильич.

И.И. я являюсь замом генерального директора по качеству и инновационному развитию ОДК. Скажу, что чтобы сейчас обсуждать требования к поставщикам для нас как для двигателистов, то их можно разбить на 2 большие группы: первое – это все, что касается летающих двигателей и здесь мы сами являемся поставщиками, поэтому в данном случае требования таких корпораций, как ОАК они полностью совпадают с требованиями выпускающих корпораций, и мы их обязаны транслировать в своих договорах на поставщиков второго, третьего и дальше уровней. Все это достаточно серьезно контролируется, и я могу сказать, что требования эти статус приемлемого поставщика самолета МС-21, в рамках которого мы поставляем двигательную установку ПД-14. Наша стратегия схода с авиастроительной корпорацией и сейчас все наши заводы оставляют за собой функцию сборки и испытания изделий, они готовы рассматривать возможные варианты вынеса на аутсорсинг ряда технологических функций, создание совместных предприятий с определенным участием ОДК. Таких компетентных технологических центров сейчас около 30, стратегия их утверждена, и ряд из них находится только в стадии проектирования, другие уже начали выпускать продукцию. В Уфе мы начинаем производство титанового лития и все организовано достаточно серьезно. В Наро-Фоминске заработал центр технологической компетенции по производству компрессорных лопаток, и суть этих вещей – не уходить от предприятий полного цикла, создавая определенные зоны производства, которые работают на нужды всей корпорации, мало того, что всей корпорации, они еще и 15-20 процентный задел, и в планах у них делать какую-то часть продукции на внешний рынок. Если говорить о некоторых трудностях, с которыми мы сталкиваемся при работе с поставщиками, мы запустили внутри корпорации ряд проектов , которые могут быть активно перенесены на уровень кластеров с поставщиками предприятий малого и среднего бизнеса. Первое – у нас запущены проекты по созданию единых информационных пространств , мы также работаем на платформе н-икс , и сейчас двигатели являются настолько сложной продукцией, что мы даже как крупная корпорация не можем создать усилиями только одного КБ, и проект ПД-14 показал, что такие проекты с точки зрения проектирования они территориально распределены, и для того, чтобы двигатель собрался в одном месте, должны быть определенные требования к этому информационному пространству , если поставщики планируют работать с нами по тому или иному проекту, они должны быть восприимчивы к матмоделям, к программам. Поэтому мы готовы рассматривать определенное сотрудничество с поставщиками по данному проекту и кластер мог бы в данном случае взять на себя. Я знаю, что договоры с Самарским кластером на эту тему ведутся по созданию единого информационного пространства, устраивающего нас как крупный бизнес именно здесь, в этом регионе. У нас аналогичный проект показал себя в Пермском кластере. Сейчас он в зачаточном состоянии нашей боевой тематики. Следующий проект – нормативно-справочная информация. Чтобы мы с поставщиками разговаривали на одном и том же языке, вполне на уровне кластера мы можем организовать взаимодействие по данному типу проектов. Этот проект успешно реализован на одном из наших предприятий – это «Салют», второй стадией он оттестирован на уровне всех корпораций и сейчас запускается проект по физическому распространению этого положительного опыта по распространению этих справочников, а их порядка 70 штук на уровень всей корпорации. Точно так же в рамках кластера вполне возможно организовать взаимодействие и ряд мест, тем самым мы начнем разговаривать с нашими поставщиками на одном языке. Т.к. у нас ряд законодательных процедур и т.д. они подразумевают прохождение испытаний как и отдельных деталей, так и двигателя целиком, то заходить под определенные тематики с точки зрения поставщика удобнее под новые продукты. Здесь вполне возможен механизм открытых инноваций, который в начальной стадии начинает реализовываться. О чем я говорил на предыдущем круглом столе, идея его простая: мы как корпорация сформулировали 9 тематик для себя, которые нам интересны, причем это вещи, связанные с технологией обработки материалом, с конструкцией, с расчетами . Дальше вокруг профильных вузов у нас организованы секции по каждой из данных тематик, куда привлечены именно узкопрофильные специалисты от всех предприятий корпорации. Такая конструкция, во-первых, позволяет грамотно рассматривать предложения малого бизнеса и дальше по определенным механизмам выащивать поставщиков и выпускать их уже в качестве серийных поставщиков на нашу продукцию , и точно так же она может выдавать определенные запросы со стороны наших узконаправленных специалистов, потому что с прошествием времени сейчас вот девять лозунгов, они не просто в виде оной строчки прописаны. Сейчас в ходе ряда конференций эти понятия очень глубоко расшиты , они есть у нас на сайте, мы как корпорация достаточно серьезно понимаем , что именно по каждой из тематики нам интересно, поэтому мы можем заранее предлагать сотрудничество малому и среднему бизнесу в тех областях, которые нам интересны.

В.И. Спасибо большое, мы переходим к АвтоВАЗу .

Анатолий Николаевич: Традиционно малый и средний бизнес не признаваем машиностроением. Существуют специальные стандарты и очень мощные барьеры, которые фильтруют поставщиков, прежде чем они будут допущены в сферу автомобилестроения. Ряд функций, это работа на вторичном рынке, это работа с адаптационными вещами. В прошлом году мы сделали интересную работу, за три месяца создать «урбан» Эти сроки невозможны для автомобилестроения , поэтому с известными рисками были вовлечены местные предприятия, которые определенные компоненты делали на вторичном рынке. Хотелось бы сразу сказать, что эксперимент был рискованный, но оказался успешным. В октябре месяце машина уже находилась в сборке. В чем специфика этих предприятий , дело в том, что располагая малыми контактными коллективами, эти предприятия гораздо более гибкие, чем крупные партнеры. Они стараются любой ценой сохранить заказы, исполнить требованя заказчика. Что касается минусов малых предприятий, вовлеченных в этот проект, то конечно, они традиционно об этом сказали. В автопроме очень жесткие системы качества, они построены на стандартах ИСО, и эта система служит как раз для того, чтобы отсекать главных партнеров. Это, корнечно, слабый инжиниринг. Сегодня, к нашему удовлетворению, почти все из вовлеченных партнеров имели свои небольшие инженерные службы, но они не имели мощных формализованных служб качества, которые требуются по стандартам. Третий момент, который я отметил в этом проекте – это объемы. Автомобилестроение обычно работает 40-50 тысяч изделий в год, здесь малые предприятия, которых вовлекли в проект, они делают 1000-1500 изделий в год, они активно включили в проект, включили свои мощности очень оперативно, но тем не менее, конечно, это объемы небольшие. Сегодня спустя год после начала проекта мы смогли увеличить до 8-9 тысяч изделий в год мощности этих поставщиков. Этот опыт показал, что малый бизнес имеет вполне хорошие перспективы для того, чтобы стать частью большого автомобилестроения и существуют претенденты. Очень мне нравится работа Пимонского кластера, они работают под флагом ФИОТа, мы взяли методику «Nissan», это несколько затрудняет передачу информации, мы не можем авиастроительную документную базу выложить на сайт, она закрыта и имеет свои ограничения. Есть все предпосылки для того, чтобы говорить о базе малых предприятий , это большой шаг и он уже сделан во многих автомобильных столицах – Детройд, Турин и другие города. Это предприятия, объединенные общей информационной системой и таким образом существует понятие принятия заказа, исполнение заказа, нормативы заказа и самое главное – эффективность испытательного оборудования. Мы все об этом молчим, и в авиации, и в автомобилестроении, хотя мы понимаем, что это одно из самых больных мест любой сертификационной базы. Есть все предпосылки, чтобы и в этом регионе появилась такая система предприятий , предприятия в этом плане очень инициативны сами , я подчеркнул инвесторскую черту в этих предприятиях . Есть предпосылки чтобы эффективно использовать существующую сегодня в регионе испытательную и сертификационную базу. Мы знакомы с общими стандартами, такими как САИ, стандарты ДИН, стандарты более узкоспециальные, и они более труднодоступные, но как раз такое образование как региональный кластер могло бы быть проводником провайдером для донесения вот этой системы нормативных требований для поставщиков с меньшими возможностями. Сертификация, как сказали коллеги-авиаторы, это очень важный барьер, которые поставщики должны пройти, чтобы его признали. Система правовой защиты и, естественно, система тренингов и обучения. Мы уже несколько лет обсуждаем и в Тольятти в частности возможности для того, чтобы активизировать деятельность малых и средних предприятий в пользу автомобилестроения, и я думаю, что этот опыт, разработка оригинальных компонентов и базы «Лада», «Нива», «Урман» показывает, что есть все предпосылки для того, чтобы начать серьезную работу. Сегодня, с гордостью могу сказать, 30-40% этого проекта вошли в разработки нового полноприводного автомобиля, это все ускоряет процесс и помогает в целом развитию предприятия и модельного ряда. Это если коротко о нашем опыте.

В.И. Спасибо, у вас есть предложения, как эту работу можно было бы усовершенствовать в части поддержки на федеральном, на региональном уровне, если есть предложения, просьба отправить нам. Коллеги, есть вопросы?

Вопрос из зала: Вы сказали о своем опыте по взаимодействию с региональным кластером в рамках АКСО, но не сказали о перспективах развития с другими машиностроительными предприятиями других регионов. Какая на данный момент стратегия, локализовать все здесь, на территории Самарской области, или есть стратегические партнеры других регионов, с которыми вы также планируете работать?

А.Н. Конечно, больше всего мы работаем с местными региональными предприятиями, предприятия Камского бассейна в Ладоге, в Челнах, в Казани, они очень интересны, мы с ними контактируем, но конечно это контакты более низкого уровня.

Из зала: А если мы говорим об Удмуртской площадке вашей?

А.Н. Удмуртская площадка в основном питается инженерией локальной, местной, идущей из самарского региона, там есть у нас два или три партнера, которые сегодня на хорошем уровне работают, но мощность Удмуртской площадки намного меньше той, которую хотелось бы видеть. Там есть чудесные инженерные центры, которые на сегодня мало заняты в наших проектах.

Из зала: Небольшое дополнение. Вы знаете, есть ряд примеров, когда практических по всей стране велиск проекты под АвтоВАЗ, когда и Зеленоград был задействован, и Питер был задействован, Новосибирск и т.д. Тогда нужно разделить более простые инновационные предприятия. Возвращаясь к авиапрому и автопрому , сегодня обязательно нужно выстроить межрегиональное взаимодействие, потому что например в Перми, в Самаре, в в Уфе производятся под ОДК разные проекты, но они не натиканы.

В.И. В основном, взаимодействие идет импульсами, если есть необходимость выйти за пределы региона для того, чтобы получить какие-то компетенции активно развиваются и все равно тянут проекты себе внутрь, поэтому этого не избежать, всегда существует некий период совпадения интересов, потом период конкуренции, по всей видимости этот жизненный цикл будет сопровождать нас в течение длительного времени. Спасибо большое. Мы когда обсуждаем на федеральном уровне разные сюжеты, связанные с кластерными развитием, развитием центра инжиниринга все время как пример приводим Самарскую область , которая очень качественно работает в этом направлении, поэтому хочу предоставить слово руководителю центра инновационного развития кластерных инициатив Самарской области Жидкову Денису Владимировичу , поделиться опытом.

Жидков: Спасибо, я постараюсь быть кратким , у нас действительно хороший опыт работы с АвтоВАЗом, точнее с Ниссаном, благодаря тем средствам, которые мы получили, мы на кону развития по двум программам и по аэрокосмическому кластеру, который попал в 25 и по развитию центра кластерного развития и региональных центром инжиниринга нам удалось за несколько лет поставщиков порядка 10-15 мало того, что получить рейтинг, мы подняли их в рейтинге, и они получили соглашением не только с Ниссан, но и Фольксфвагеном, например, и другими поставщиками. И эту работу мы транслируем сейчас активно на авиапром именно с точки зрения подготовки методики на основе опыта, который у нас уже существует в автопроме именно по отбору поставщиков, по их подготовке, потому что правильно говорили коллеги, им нужен не какой-то продукт поставки, им нужен поставщик, который отвечает прежде всего требованиям надежности – это бесперебойность поставок , это финансовая надежность и качество. Поэтому те затраты, которые в данном случае будут вынуждены нести поставщики, мы помогаем найти такой мостик между федеральными средствами и теми потребностями, которые им нужны, исходя из тех условий, которые им выставляют. И на сегодняшний день мы разработали уже дорожную карту с инженерной академией, мы начинаем серьезно работать с вертолетами России с ОАК по подготовке такой работы с поставщиками и, собственно, приглашаем вас к сотрудничеству, прежде всего, конечно, региональные компании. Многие из них уже имеют этот опыт работы с нами ну и соответственно к межкультурному взаимодействию мы также готовы потому что мы понимаем что собственно за этим будущее, спасибо.

Владимир Иванович: Спасибо большое. Есть вопросы?

Из зала: В начале выступления вы сказали, что некоторые компании повысили уровень и количество компонентов, которые составляют конвейер можете назвать компании?

Владимир Иванович: я хотел бы все-таки предоставить слово лидеру в определенных отраслях деятельности представителю компании «Сименс». Я думаю, что господину Ушинскому в условиях импортозамещения, условиях таких вот не очень понятных из ситуации, как нам двигаться дальше у нас есть партнеры, которые стратегически всегда подставляют на плечо. Мы надеемся что в каких-то проектах ему подставляем плечо и нашим партнерам и вот все-таки наверное стратегическое партнерство в сфере малого и среднего предпринимательства возможно даже когда крупные компании в таких зарубежных форматах зарубежных проектах действуют, пожалуйста.

Сергей: Здравствуйте меня зовут Сергей я представляю компанию «Сименс». Несмотря на то, что это иностранная компания, мы очень заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса в России, так как так или иначе это все наши будущие клиенты. Так как тема сегодняшнего совещания посвящено поставщикам, я хотел бы отметить, что вообще мы делим поставщиков на три основные группы: это поставщики-продавцы, которые продают в основном стандартные изделия, модифицированные, поставщики, которые являются производственными площадками для крупного бизнеса и крупных предприятий, и поставщики, которые осуществляют инжиниринговые работы - так или иначе это взаимодействие с предприятиями но опять же коллег послушал, убедился в правильности движения того, что мы проводим со стороны бизнес,а со стороны компании «Сименс», вообще в любом случае поставщик для крупного предприятия это часть его же структуры. То есть если раньше предприятия собирали все компетенции у себя под своим крылом что сейчас идет на тенденция на аутсорсинг, но в то же время те правила и стандарты, которые были приняты и сейчас работают на предприятиях, должны соблюдать компанию, поставщики есть, как бы мы сейчас все себя не обманывали, это часть инфраструктуры крупного предприятия, в этой связи хотелось бы еще раз отметить, что компании, которые хотят стать поставщиками крупных организаций, должны работать в единой информационной среде, которая задаёт крупный бизнес, потому что в итоге они являются заказчиками. Второй момент, который хотелось бы отметить - это сегодня звучало несколько раз, эта проблема связана с образованием. Не секрет, что носителями знаний являются в основном по технологиям, по работе с западными программами инструментами являются компания «Вендер». Поэтому в этой связи и в тему развития поставщиков мы хотели бы сказать что компания «Сименс» готова к совместной выработке критериев оценки поставщиков с точки зрения знания программных продуктов и не только, но в том числе и знания, подходы в проектировании и, скажем так, к технологии проектирования, потому что это могут быть совершенно разные вещи, например, нисходящее проектирование, проектирование в контексте, то есть важные, на мой взгляд, моменты. Ну и третья составляющая, которую мы сейчас начали активно прорабатывать и работать - это лицензионная составляющая. Не секрет, что компания «Сименс» предоставляет довольно-таки жесткие условия по использованию лицензии. Но несмотря на это есть легальные правильные способы расширения возможностей использования лицензии, немаловажную роль играют кластерные образования, то есть по сути они являются аккумуляторами лицензии или могут являться аккумулятором лицензии, этим правом лицензии могут воспользоваться малые и средние предприятия для работы на крупный бизнес или же на каких-то заказчиков. В настоящее время мы ведём проработку еще большего послабления в использовании лицензии для участников кластера. Что касается кластерных образований, ну и соответственно здесь хотелось бы отметить важную роль, как Владимир Иванович сказал, что мы работаем в качестве партнеров друг с другом, и хотелось бы, чтобы государство тоже вносит свой вклад в развитие малого и среднего предпринимательства, в общем, мы здесь для этого сегодня собрались. Спасибо.

Владимир Иванович: Спасибо большое, нас предупредили о том, что параллельные секции завершены, поэтому если вы настаиваете на выступлении…

Из зала: Добрый день, уважаемые коллеги, я представляю небольшую самарскую компанию «Самара авто прибор», которая уже в течение 14 лет является поставщиком АвтоВАЗа, мы собираем генераторы, стеклоочистители и в принципе все эти годы были нацелены на конкретно на автомобильный конвейер. И на сегодняшний день наша компания численностью где-то 67 человек с оборотом около 5-7 миллионов в год хочу сказать о положительных и отрицательных моментах взаимодействий с правительством, то есть хочу особо отметить помощь нашей Самарской инженерной академии, которая в принципе своими точечными действиями, своей настойчивостью организовывает для нас встречи с поставщиками, с потенциальными покупателями, вывозила наших специалистов на инженерные форумы в Германию и другие страны. Это очень положительно на сегодняшний день, то есть, конечно, кластерная политика должна быть в нашем регионе. Ну и хочу сказать есть нам еще над чем работать, нам не хватает на сегодняшний день для того чтобы развиваться действительно серьезных поставщиков, не хватает оборудования, не хватает мощностей, и конечно мы не в состоянии купить какое-то очень серьезное оборудование, потому что банально просто денег, не хватит соответственно на государственные программы, серьезные программы Мы с удовольствием включимся в борьбу вот так вот краткое бы хотел сказать.

Владимир Иванович: Спасибо большое, опыт показывает, что у нас, как правило, два рода проблем, с этими проблемами сталкиваются с тем, что приезжает команда говорит, мы построили завод будущего, завод возможностей он загружен на 18% ,помогите нам наши компетенции, наши производственные мощности загрузить, и ломают головы, думают как это все сделать. Здесь мы слышим другую позицию, что мы можем, мы умеем, но нам необходимо развивать развивать производственную мощность. Вот, наверное, как раз государственная политика в сфере промышленного производства как раз и должна балансировать, чтобы у нас мощности те, которые имеются, были востребованы и не была ситуация дефицита или избыточности в других. Коллеги, к сожалению время нашего мероприятие завершено понятно что на этом проблемы не завершается, потому что это отношения в сфере малого и среднего предпринимательства не такие стратегические. По мере того как будут наращиваться требования по объемам закупок крупными компаниями, будут наверняка придумывает сценические конструкции по поводу того, от чего считать 18% от общего объема или только от объема того, что размещается на конкурсах и так далее и тому подобное. Но, наверное, на сегодняшний день достаточно компетенций у экспертного сообщества для того, чтобы показать максимальную поддержку к крупным компаниям для работы с малым бизнесом, но наша надежда в адрес Министерства экономического развития она постоянно она разрастается, поэтому Наталья Игоревна, пожалуйста.

Наталья Игоревна: Да, спасибо, я вот сидела и думала, что, наверное, даже год назад диалог такого уровня был невозможен, как-то мы прошли путь, и крупнейшие корпорации выучили язык в малого и среднего бизнеса на котором мы между собой общались, меня, лично говоря, это очень радует, и чем дальше мы начинаем отходить от лозунгов и больше работать, тем больше каких-то подробностей появляется, на самом деле они интересны и решать их очень интересно, поэтому мне кажется, путь, который мы прошли за этот год, он большой значимый, вот я на этом закончу.

В.И. : огромная благодарность выступающим за то, что сумели подготовиться и донести свое мнение в часть этих проблемных вопросов, которые мы обсуждали. Спасибо всем. Я надеюсь что на этом наше обсуждение не завершено, поэтому хотелось бы призвать к тому, чтобы обменялись визитками, продолжили конструктивное обсуждение с выработкой конкретных предложений.

*